Научно-практическая конференция «Брянщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Люди. События. Факты»

(12+) 21 сентября 2016 года в Брянской областной научной универсальной библиотеке им. Ф.И. Тютчева состоялась научно-практическая конференция «Брянщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Люди. События. Факты». В работе конференции приняли участие ветераны ВОВ, представители вузов г. Брянска (БГУ, БГТУ, БГИТУ, БГАУ, Брянского института управления и бизнеса, Брянского филиала РАНХ и ГС при Президенте РФ), Юго-западного государственного университета (г. Курск), Орловского государственного университета, Московского государственного университета управления.


Главный специалист государственного архива Брянской области Деревянко Е.В. выступила с сообщением "Организация работы учащихся с документами по истории Холокоста на Брянщине в госархиве Брянской области: методология и практика".

Организация работы учащихся с документами по истории Холокоста на Брянщине в госархиве Брянской области: методология и практика.


Документальные источники по истории Холокоста на Брянщине, отложившиеся в фондах Государственного архива Брянской области, - это ценный материал для исследовательской деятельности не только молодых ученых, но и основа научной работы педагогов и их воспитанников. Ранее считалось, что архив – это место работы специалистов-историков. Однако сейчас наблюдается тенденция на привлечение в архив учащихся, студентов и молодежи, поскольку невозможно научить детей истории, не познакомив их с прямыми источниками – документами.


В этой связи перед архивом стоят основные задачи:

  1. Выявление документов по истории Холокоста по фондам госархива Брянской области.
  2. Использование выявленных документов в рамках работы архива, популяризация и введение их в научный оборот.
  3. Осуществление методологической помощи учителям в организации научной работы учащихся на базе имеющихся документов по истории Холокоста на Брянщине.


В соответствии с обозначенными задачами осуществляется деятельность по следующим направлениям.


1. По мере необходимости и в связи с поступающими в архив запросами мы ведем внеплановую работу по выявлению документов, содержащих информацию по истории Холокоста на Брянщине, которые заносятся в общий список с указанием номера и названия фонда, номера описи, номера и названия дела, названия документа, содержащего необходимую информацию. На данный момент в список внесено 279 документов из 44 архивных фондов. Запросы, поступающие в архив, по своей тематики различны: поиск сведений о проживания евреев на территории Брянщины до Катастрофы; подтверждение фактов угона в гетто, уничтожения евреев в период временной оккупации территории Брянщины немецкими захватчиками; выявление документов о спасении евреев в период Великой Отечественной войны с целью присвоения звания «Праведник народов мира» и др.


2. Основными формами использования документов по истории Холокоста по-прежнему остаются: выставки документов, тематические экскурсии, лекции-обзоры, телепередачи, доклады на научных конференциях.


Так были подготовлены выставки: «Оккупационный режим на Брянщине. 1941-1943 гг.», «Памяти жертв Холокоста…», «Невольники III Рейха» и др., предназначенные для школьников среднего и старшего звена. Все они имеют виртуальный формат и экспонируются на сайте госархива. Это позволяет учителям на удаленном доступе привлечь имеющиеся в архиве документы и использовать их на уроках. Выставки документов и фотографий по договоренности с учителями могут сопровождаться разработанными тематическими экскурсиями либо лекциями-обзорами. Они предусматривают не только теоретический рассказ по указанной тематики, но и демонстрацию подлинников документов, представленных на выставке.


В прошедшем году в рамках проекта «Архивы – школе» и к 70-летию Победы был разработан цикл лекций «Я обещал вернуться, мама…», основанного на письмах военных лет. В лекциях, рассчитанных на аудиторию учащихся младшего школьного возраста, были использованы письма евреев-участников войны, в том числе партизанского и подпольного движений, которые родились или проживали на Брянщине. Выявление таких писем проводилось в Брянском и Орловском государственных архивах. Часть писем опубликована в сборнике документов «Написано войной…». Некоторые из вошедших туда писем пополнили коллекцию писем евреев военного времени НПЦ «Холокост».


Привлечение внимания к истории Холокоста на Брянщине как неотъемлемой странице истории Великой Отечественной войны в целом проводится совместно с телерадиокомпаниями. Так за последний год были записаны передачи: «Начало оккупации на Брянщине», «Холокост на Брянщине» (РЕН-ТВ Брянск»), «Агитационное противостояние в годы Великой Отечественной войны на Брянщине» (ГТРК «Брянская губерния»), «Оккупационный режим на Брянщине: 1941-1943 гг.» (ВГТРК «Брянск») и др. Аудиовизуальные материалы также могут использоваться преподавателями на уроках и во внешкольных мероприятиях.


Вниманию педагогов могут быть представлены имеющиеся научные доклады по теме Холокоста: «Холокост на Брянщине в документах Государственного архива Брянской области», «Проблемы преподавания истории Холокоста: путь в архив», «Обзор архивных фондов Государственного архива Брянской области, содержащих документы по Холокосту на Брянщине 1941-1943 гг.», «Архивные документы Локотского самоуправления как ценный источник по истории коллаборационизма на территориях, оккупированных немецкими захватчиками в период Великой Отечественной войны», «Антисемитская пропаганда как направление нацистской агитационной политики на начальном этапе Великой Отечественной войны на территории Брянщины по документам ГАБО» и др., которые были прочитаны на конференциях и круглых столах местного, регионального и международного уровней.


Еще одной формой работы с преподавателями школ и учащимися, занимающимися исследовательской деятельностью по истории Холокоста на Брянщине, являются консультации по использованию документальных материалов. Так в течение текущего года проводилась консультативная работа с ученицей 10 класса МБОУ «Гимназия №3» Праздниковой Валерией по теме «Особенности антисемитской пропаганды на страницах коллаборационистских изданий Брянщины в 1941-1945 гг.». Её работа заняла 3-е место в Брянском городском конкурсе исследовательских работ по школьному краеведению.


3. Наконец, одной из важнейших форм деятельности является работа с преподавателями школ с целью формирования интереса у педагогов к истории Холокоста на Брянщине.


Под эгидой Брянского института повышения квалификации учителей ежегодно проводятся семинары «Уроки Холокоста – путь к толерантности», на которых рассматриваются различные аспекты и методики преподавания данной темы в школе. Я, со своей стороны, постоянно информирую учителей истории о вновь выявленных документах по заданной тематике, освещаю методы научно-исследовательской работы школьников на основе документов архива.


Опыт общения с преподавателями школ показал, что ряд тем из истории Холокоста, изучаемых в ходе элективных курсов, нуждается в привлечении документальных материалов. Занятия по некоторым темам могут быть проведены в государственных и краевых архивах на основании имеющейся там источниковой базы краеведческого характера. В связи с этим педагоги нуждаются в методическом пособии, которое помогло бы облегчить работу учителей по отбору необходимых источников для изучения истории Холокоста; повысить интерес учащихся к научно-исследовательской работе в этом направлении; сформировать у школьников необходимые навыки по работе с документом как основным средством в процессе обучения истории в школе. Наконец, пособие позволило бы преподавателям расширить круг основных форм организации изучения темы Холокоста, выведя их за пределы школы.


В конце прошлого года мной было разработано методическое пособие «Работа с архивными источниками по истории Холокоста на уроках истории (по документам Государственного архива Брянской области)». На данный момент оно утверждено экспертной комиссии ГАБО и направлено в Брянским институтом повышения квалификации учителей с целью издания и использования.


Методические рекомендации содержат теоретический блок, раскрывающий основные принципы и методологию работы с документами на внешкольных занятиях по изучению истории Холокоста. Практический блок включает правила работы с документами по истории Холокоста в государственных архивах РФ и план проведения внешкольного мероприятия «Семейный портрет на фоне войны» в Государственном архиве Брянской области. Внеурочное занятие ставит своей целью обобщение и систематизацию знаний, полученных на факультативных курсах по изучению Холокоста. Рассчитано на учащихся 10-11 классов. В приложении к методическим рекомендациям имеется комплект документов, находящихся на хранении в государственном архиве Брянской области, включающий в себя пять блоков.


Тема Холокоста связана с формированием мировоззренческих установок школьников, их ценностных ориентиров и жизненных позиций, а процесс преподавания такого курса нацелен на понимание ими своего долга как граждан демократического общества.


Архивные документы в процессе преподавания темы Холокоста имеют ключевое значение, потому что учителям важнее не только преподать теоретический материал, но и научить школьников с помощью методики работы с документами самостоятельно добывать знания, трансформировать полученную информацию, подвергать ее анализу и применять в дальнейшем. Учащимся не навязываются общепринятые стандарты и клише, документ позволяет прийти к соответствующим выводам самостоятельно. А добытые своими силами знания, эмоционально окрашенные подлинными документами в колорит трагической эпохи, более прочно усваиваются.


Деревянко Е.В.