Стажировка в Германии

(12+) С 6 по 11 мая главный специалист Государственного архива Брянской области Деревянко Е.В. приняла участие в семинаре «Преподавание темы Холокоста на уроках истории», проходившего в Берлине и собравшего работников музеев и архивов, преподавателей ВУЗов и школ из России и Беларуси.

Большое внимание в ходе семинара было уделено теоретическому курсу, в который вошли лекции работников Дома Ванзейской конференции Лоре Клейбе и архива международной службы розыска в Бед Арользене Элизабэт Швабауэр. Татьяна Маныкина, работающая в Доме Ванзейской конференции, провела практикум «Воркшоп: фотография как исторический источник». В ходе лекционного курса нас познакомили с основными методами и приемами использования фотографии как источника по изучению истории Великой Отечественной войны в целом и Холокоста в частности. Мы сами попробовали интерпретировать предложенные фотографии, подвергли их анализу, убедившись, что он не всегда может быть объективным. Интересным стало знакомство с архивной службой Германии на примере Архива международной службы розыска. Элизабэт раскрыла принципы работы немецких архивов, осветила основные направления и акценты работы на современном этапе развития архивного дела, правила работы с пользователями и исследователями.

Стажировка предполагала посещение музеев и мемориальных комплексов: памятник погибшим евреям Восточной Европы, Дом Ванзейской конференции, Документальный центр «Топография террора», немецко-русский музей в Карлхосте, концентрационный лагерь Заксенхаузен и др. В ходе экскурсионной программы нас познакомили с общим подходом к музейному делу в Германии, принципами использования документов и фотографий в экспозициях, современными правилами проведения экскурсий.

Знаковым для русских учителей оказалась поездка в Трептов парк к памятнику Неизвестного солдата и экскурсия по зданию Рейхстага. Пройдя по парку под знакомые мелодии советских песен военных лет, наблюдая гулянья, мы возложили цветы к монументу. Продолжением празднования дня Победы стало посещение Рейхстага. Мы не только поднялись до его купола и увидели Берлин с высоты птичьего полета, но и прослушали содержательную экскурсию о застройке этого города, исторических зданиях и их архитектурных особенностях.

Интересной и познавательной была для участников семинара поездка в немецкую школу Драйлинден в Ванзее, где нам представилась возможность пообщаться с директором школы, ее учителями и учащимися. Мы познакомились с ее историей, инфраструктурой, классами. Беседа с учениками старших классов включала в себя обоюдные вопросы о жизни людей в Германии и России, их интересах, занятиях, увлечениях.

Теоретические и практические знания по истории и ее прикладным наукам на примере истории Холокоста, знакомство с методологией музейного и архивного дела в Германии – это тот базовый уровень, который призван помочь нам в собственной работе по использованию документов и фотографий на архивных выставках, их трансляции и аннотации при использовании на экспозициях.

Безусловно, важным явилось и общение с немецкими коллегами, поделившимися своим опытом работы с целевой аудиторией, мультикультурными группами, практическими наработками, используемыми в проведении экскурсий. Со многими из них мы обменялись контактами, наметив основные направления дальнейшего сотрудничества.

Деревянко Е.В.

Научно-просветительная работа по теме «История Холокоста»: некоторые направления деятельности. (Деревянко Е.В.)

Фото