Научно-практическая конференция «Брянщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Люди. События. Факты»

(12+) 19 сентября 2017 года в Брянской областной научной универсальной библиотеке им. Ф.И. Тютчева состоялась научно-практическая конференция «Брянщина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Люди. События. Факты».

В работе конференции приняли участие ветераны Великой Отечественной войны, представители вузов г. Брянска (БГУ, БГТУ, БГИТА, БГАУ, Брянского филиала РАНХ и ГС при Президенте РФ), Брянского областного краеведческого музея, участники поисковых отрядов, педагоги и учащиеся общеобразовательных учреждений Брянской области. Главный специалист Государственного архива Брянской области Деревянко Е.В. представила слушателям доклад «Тема Холокоста в выставочной деятельности ГАБО: новационные подходы».

Тема Холокоста в выставочной деятельности ГАБО: новационные подходы.

Стоит ли былое вспоминать,
Брать его в дорогу, в дальний путь?
Все равно упавших не поднять,
Все равно ушедших не вернуть.
И сказала память: «Я могу
Все забыть, но нищим станешь ты.
Я твои богатства берегу,
Я тебя храню от слепоты…

Вадим Шефнер.


Это стихотворение стало эпиграфом к выставке «Дорогами памяти», посвященной истории Холокоста на Брянщине, которая откроется в Брянском областном краеведческом музее в начале следующего года и будет приурочена к 27 января - Дню памяти жертв Холокоста.

Ее появление в Брянске исторически обосновано. Не только потому, что убитых и замученных евреев было 6 млн. человек, и не только потому, что Холокост как явление в мировой истории универсальное и беспрецедентное. По западным районам современной Брянской области пролегала так называемая «черта оседлости», поэтому плотность еврейского населения была достаточно высокой. С началом оккупации здесь началось массовое уничтожение евреев и возник свой «Освенцим» - около 10 гетто и концлагерей, в которых содержалось более 11 тыс. узников. Из них лишь 400 человек избежали смерти. Это не было отражено в постоянной экспозиции краеведческого музея. Мы решили исправить историческую несправедливость и воссоздать трагическую картину уничтожения еврейского народа Брянщины в оккупационный период.

Мы - это инициаторы создания экспозиции: госархив Брянской области в моем лице и преподаватели школ Брянской области.

Это первый масштабный проект, который стал результатом полноценного сотрудничества научных учреждений г. Брянска, ведущих педагогов Брянской области и представителей общественных организаций - Брянского областного еврейского благотворительного центра «Хэсэд Тиква» и еврейской общины г. Орла, которые собрали и представили уникальные экспонаты – предметы еврейского быта и иудаики, фотографии и документы, ставшие основой выставки.

Благодаря помощи НПЦ «Холокост» (г. Москва) и Российского еврейского конгресса, предоставивших документы по истории Холокоста на Брянщине, а также короткометражный фильм «Штетл» о трагедии еврейского народа, проект вышел на межрегиональный уровень. Методическую и консультативную помощь в ходе подготовки выставки оказал директор израильского Военно-исторического музея «Энергия мужества» (г. Хадера, Израиль) Давид Зельвенский. Материалы о брянских евреях – участниках Великой Отечественной войны передал сотрудник указанного музея, историк Григорий Рейхман. Таким образом, проект по созданию экспозиции приобретает международный статус.

Государственный архив, взяв на себя роль координатора и куратора работ по созданию выставки, представляет первый, экспериментальный опыт создания подобной экспозиции среди региональных субъектов РФ.

Подготовка выставки проходила в несколько этапов.

На предварительном этапе проводилась подготовительная работа с представителями местной власти, департаментом культуры Брянской области, руководством краеведческого музея, направленная на принятие решения о создании выставки, согласование темы и сроков ее открытия.

На 1 этапе была выработана общая концепция выставки. Предполагалось создание 3-х смежных помещений, каждое из которых должно было иметь свое название: «Утраченный быт еврейских местечек», «Холокост. Начало», «И расцвела аллея Праведников». В соответствии с тематикой разделов проводился подбор экспонатов и документов, составлялся научно-справочный аппарат, разрабатывался дизайн отдельных помещений выставки.

На 2 этапе на основе имеющихся материалов мною была написана теоретическая часть экспозиции – обзорная лекция-экскурсия, которая носит универсальный характер и рассчитана как на школьников среднего и старшего звена, так и на взрослых посетителей. Поскольку я и ряд педагогов Брянщины прошли стажировки в Мемориальном комплексе «Яд Вашем», ведущих музеях Второй Мировой войны в Германии (Дом Ванзейской конференции, русско-немецком музее Второй Мировой войны и др.), то при написании лекции применялись новационные принципы построения материала, успешно используемые указанными музеями.

Так, например, задействован принцип «сквозных экспонатов», когда в нескольких частях музея размещены экспонаты, принадлежащие одному и тому же человеку или семье, что позволяет посмотреть на жизнь человека или отдельно взятой группы людей в динамике, проследить их судьбы на протяжении определенного временного периода. Так нами взяты несколько семей, проживающих на территории Брянщины до начала Великой Отечественной войны: Дымшиц из г. Суража, глава которой являлся Меламедом, Бажалкиных из Унечи, которые были ремесленниками, Махлиных – семья почепского портного и Берлиных – семейство торговца из местечка Почеп. Некоторые из них пережили Холокост, некоторые были уничтожены во время оккупации. В ходе экскурсии мы прослеживаем судьбу этих семей с предвоенного времени и до окончания оккупационного периода на Брянщине, узнаем об их трагической участи в годы войны и радуемся чудесному спасению отдельных представителей. Таким образом, личные письма, документы и истории показывают, как преломляются исторические события в судьбах отдельных людей.

Еще один «сквозной экспонат» будет присутствовать в каждой части выставки – это чемодан – символ дорог и путешествий. Его несли евреи, уезжая из местечек в большие города после отмены «черты оседлости»; его загружали самым необходимым, переселяясь в гетто; его брали с собой в последний путь… На нашей выставке он не только символизирует трагедию еврейского народа, но и память, которую мы пронесем, проходя от экспоната к экспонату, и далее по пути своей жизни.

3 этап. Когда стал ясен общий контекст экспозиции, было решено достаточно объемный теоретический материал экскурсии дополнить интерактивной составляющей, что является новаторством в экспозиционном пространстве Брянщины. Так к выставке добавились: короткометражный фильм о жизни еврейских общин до начала оккупационного режима, аудиозаписи рассказов о событиях войны, которые транслируются самими участниками событий, музыкальное сопровождение к каждой части экспозиции.

Сейчас мы находимся на 4 этапе, который предполагает монтаж самой конструкции в зале краеведческого музея, дизайнерские работы интерьера выставки, размещение экспонатов и световых акцентов, а также подготовку мероприятий по торжественному открытию выставки.

Таким образом, вначале экскурсии посетители просматривают фильм, посвященный быту еврейского народа, его традициям и религии. Он так и называется «Утраченный мир еврейских местечек». На огромном экране перед выставкой проецируются уникальные кадры из жизни евреев – торговцев, раввинов, ремесленников. После просмотра экскурсанты попадают в первое помещение, где соприкасаются с миром типичного еврейского местечка. Перед ними – собирательный образ «штеттла» с его приземистыми домиками, синагогой, школой-хедером, рынком. Мы постарались воссоздать быт еврейского дома, где каждый уголок наполнен вещами рассматриваемых семейств, которые рассказывают о занятиях и интересах своих владельцев. Клейзмерские мелодии и стихи еврейских поэтов дополнят картину жизни богатого традициями еврейского народа. Непременный атрибут выставки – чемодан в этой части экспозиции собран в дорогу. Аккуратно сложенные вещи готовы отправиться за своим хозяином в крупный город из местечка и стать его помощниками в учебе или работе на новом месте.

Во втором помещении «Холокост. Начало» из уст самих героев (в этом помогут аудиозаписи) посетители узнают, что произошло со знакомыми нам семьями с наступлением оккупационного режима. Здесь и антисемитская пропаганда, и архивные документы о введение запретов против евреев, изъятии их собственности, ношении специальных знаков – желтых звезд Давида, и карты с отметками мест заключения, а также массовых расстрелов еврейского населения на Брянщине, которые начались сразу же с момента введения «нового порядка». Все это призвано продемонстрировать работу «адской машины смерти» немецких захватчиков. В этой части экспозиции размещен чемодан, наскоро собранный хозяйкой. В нем – самое необходимое для будущей жизни, об ужасах которой многие даже не подозревали. О страшных трагедиях констатируют скупые акты зверств немецких захватчиков, составленные Государственной Чрезвычайной комиссии по ущербу злодеяний немецких захватчиков. Трагическую картину дополняет музыка Лигети и Шостаковича.

Третье помещение носит название «И расцвела аллея Праведников». Не многим удалось спастись. Это те, кто смог эвакуироваться до момента оккупации. Даже у ушедших на фронт и записавшихся в партизанские соединения был шанс на спасение. Некоторые спаслись благодаря усилиям людей, впоследствии получивших звание «Праведник народов мира». Расцвела здесь и своя аллея Праведников, каждое деревце которой носит имя нашего земляка, спасшего во время войны чью-то жизнь. На табличках изложен подвиг Праведника и год присвоения ему этого почетного звания. Есть здесь и имена тех людей, которые официально праведниками не стали, что отнюдь не умоляет их активной деятельности по спасению евреев в годы Второй мировой войны, это – Анна Морозова, спасшая девушек-евреек Женю Пшестеленец и Анну Молочникову. Это и русский писатель Иван Алексеевич Бунин, которому удалось укрыть на своей вилле во Франции музыканта, уроженца г. Стародуба Александра Либермана.

Очень важным является процесс мемориализации – увековечивания памяти о погибших евреях и местах их массовых убийств. Масштабную работу в этом направлении проводит Российский еврейский конгресс, НПЦ «Холокост» и региональные еврейские общины, усилиями которых на Брянщине устанавливаются новые и новые памятники. Поскольку экспозиция называется «Дорогами памяти», экскурсия приводит посетителей к своему логическому заключению – стене Памяти, где размещены фотографии всех монументов, посвященных евреям, ушедшим из жизни вовремя Холокоста. У подножия стены уложены камни в память о них, как символ обещания не допустить повторения трагедии.

Говоря о дальнейшей работе по популяризации выставки и введению ее в информационное пространство сети INTERNET, следует отметить, что в ближайшей перспективе намечены следующие шаги:

  • - создание научно-справочного аппарата к экспозиции: памятки «Дорогами памяти», каталога и буклета, методического пособия с курсом лекций (обзорной, история одного экспоната, адаптированной экскурсии для детей младшего школьного возраста и др.);
  • - открытие интерактивной страницы на сайте музея, посвященной данной экспозиции, что является непременным атрибутом европейских и израильских музеев, а в регионах не получило распространения;
  • - разработка экскурсионно-туристического маршрута (в том числе и виртуального) по местам памяти жертв Холокоста на Брянщине;
  • - создание базы данных, основанной на письменных свидетельствах о жертвах Холокоста на Брянщине, позволяющую объединить информацию архива НПЦ «Холокост», Государственного архива Брянской области, благотворительного центра «Хэсэд Тиква» и региональных музеев.


Фото