Выставка «Архитектурные образы Брянщины»

Свято-Успенский Свенский монастырь

(12+) Свенский монастырь был основан в 1288 г. князем Брянским и Черниговским Романом Михайловичем, сыном убитого в Орде князя Михаила Всеволодовича Черниговского. По преданию, к старости князь Роман стал слепнуть и попросил монахов Киево-Печерского монастыря отпустить к нему в Брянск чудотворный образ Божией Матери Печерской. Архимандрит уважил его просьбу, и в Брянск на лодках отправили 3 иконы: Печерской Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и св.Афанасия и Кирилла. В 2-х верстах от Брянска лодка остановилась, гребцы не смогли ее сдвинуть и решили заночевать на берегу. Утром собрались плыть дальше, но икон в лодке не обнаружили. После длительных поисков нашли их в разных местах, далеко друг от друга. Икона Божией Матери стояла на ветвях дуба на правом берегу Десны, недалеко от места впадения в Десну речки Свинь. Князь Роман с духовенством и боярами пешком пришел к этому месту, усердно молился и прозрел. Дуб, на котором нашли икону, срубили, на этом месте поставили каменный столб и на нем утвердили образ. Роман Михайлович со свитой начали рубить деревья для закладки храма. Так было положено начало монастырю. Храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Монастырь находился в ведении митрополита Киевского и всея Руси. В 1299 г. митрополит Максим, не вынеся в Киеве насилий от татар, удалился в Брянск, затем во Владимир. В XIV в. в Брянске долго жил митрополит Петр.

В 1356 г. Брянское княжество подпало под власть Литвы. Русские митрополиты первоначально сохраняли духовную власть над княжеством. С 1240 г., после разорения Чернигова татарами, епископы Черниговские переселились в Брянск, с сер.XIV в. стали посвящаться в Брянске и назывались Брянскими и Черниговскими. Так было до 1500 г. На первых порах православные в Литве не преследовались, многие члены великокняжеской семьи были христианами, а князь Дмитрий Ольгердович, назначенный владетелем Брянска, был православным.

После сближения Литвы с Польшей великий князь Литовский Витовт неоднократно делал попытки утвердить для своих земель другого митрополита, о чем просил Константинопольского патриарха в 1406 и 1414 гг. Патриарх не пошел навстречу пожеланиям литовского князя, и тогда, по настоянию Витовта, южно-русские епископы избрали на своем соборе в 1414 г. себе митрополита Григория Самвлака. На соборе был и архиепископ Брянский Исаакий. По смерти Самвлака московский митрополит вновь начал управлять епархиями Литовского государства.

В последующие годы Польша и Литва неоднократно пытались поставить в южно-русских землях своего митрополита. В 1458 г. папа Римский прислал на Киевскую и Литовскую митрополию Григория Булгара. Брянский епископ Ефимий отказался признать папского ставленника, подвергся гонениям и уехал в Москву. Бывшие на Брянской епископской кафедре следующие епископы Феофан, Нектарий и Иона, видимо, вынуждены были подчиняться Литовским митрополитам. Православие в это время в Литве подвергалось гонениям.

В 1500 г. московские войска взяли Брянск, его польский наместник и епископ Иона были отправлены в Москву. Брянская епископская кафедра была упразднена. Монастыри, храмы и приходы были в управлении Смоленской Епархии, а епископы Смоленские стали называться Смоленские и Брянские.

И последующие годы Брянск и его окрестности часто подвергались набегам литовцев и крымских татар. В 1582 г. литовцы сожгли Брянск. Во время этого набега сильно пострадал Свенский монастырь. Историк XIX в. Ф.Дмитриев цитирует архимандрита Иерофея, составлявшего описание Свенского монастыря: «монастырское строение, образы и книги, и ризы, и сосуды, и всякую казну, и жалованные грамоты, и всякие крепости монастырские – то все люди литовские сожгли, а игумен с братиею монастыря утекли на лес душою и телом, только унося с собою чудотворный образ». Царь Иван Грозный оказал пострадавшему монастырю большую помощь, пожертвовал много сел и деревень, а вместо деревянных повелел построить 2 каменные церкви – в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя Антония и Феодосия Печерских. В 1583 г. брал в свой царский дом икону Свенской Божией Матери, на нее был сделан золотой венец с драгоценными каменьями.

В Смутное время город Брянск неоднократно горел и запустел. Сильно пострадал и Свенский монастырь. В 1607 г. братия монастыря была вынуждена спасаться в Брянске, осажденном полчищами Лжедмитрия II. История донесла до нас имя свенского игумена Корнилия, которого вместе с протопопом Брянского собора Алексием историк Г.Пясецкий назвал «брянскими Палицыными». Подписи Корнилия и строителя Свенского монастыря Варсонофия стоят на грамоте об избрании царем Михаила Романова.

Бедность церквей и духовенства после Смутного времени была поразительна. Сосуды в храмах были, в основном, деревянные, облачения шили из льняных тканей и даже рогожи, священники ходили в лаптях и бараньих тулупах, как простые пахотные люди.

После Деулинского перемирия 1618 г. с поляками города Брянск, Карачев и Севск с Комарицкой волостью, до решения их епархиальной судьбы, поступили в управление Приказа Большого Дворца, с подчинением по духовным делам митрополиту Сарскому и Подонскому Ионе, пребывавшему в Москве. 20 мая 1625 г. царь Михаил Федорович подписал жалованную грамоту, согласно которой в Брянске, Севске, Карачеве и всей Комарицкой волости и «тех городов и монастырей архимандритов и игуменов, и черных попов, и дьяконов, и братию, и слуг и служебников, и соборных протопопов, и протодьяконов, и попов, и дьяконов и весь причет духовный и монастырских и церковных вотчинных крестьян… велели ведать и расправу меж ними чинить» патриарху Московскому Филарету Никитичу. (ОЕВ, № 21, 1.XI.1884 г., стр.1408). Патриаршее управление было благом для нашего края, т.к. Филарет Никитич очень заботился об устройстве и восстановлении церквей и монастырей в опустошенной окраине своей епархии.

В 1681 г. жалованной грамотой царя Федора Алексеевича Свенский монастырь был утвержден за Киево-Печерской лаврой. Лавра владела Свенским (и Трубчевским Чолнским) монастырями более 100 лет. 20 апреля 1786 г. указом Святейшего Синода монастырь был передан Севской Епархии. После переноса центра епархии в гор.Орел она стала называться Орловской и Севской.

В 1920 г. была образована Брянская губерния, и с этого же года возродилась Брянская Епархия Русской Православной Церкви. Но Свенский монастырь ждала тяжелая участь. В мае 1920 г. в монастыре разместился детгородок-колония, но храмы еще некоторое время действовали. В 1922 г. было проведено изъятие ценностей, в т.ч. драгоценностей с иконы Свенской Божией Матери. В 1924 г. церкви монастыря были закрыты, ценности отправлены в Москву, медная церковная утварь передана Горно-Никольской церкви.

В декабре 1924 г. комиссия из Москвы в составе И.Э.Грабаря, Л.Д.Барановского и др. с возмущением отметила плачевное состояние монастыря. Им удалось вывезти икону Свенской Божией Матери (находится в Третьяковской галерее) и архив монастыря (находится в Государственном Российском архиве древних актов).

В 1930 г. Брянский окрисполком передал монастырь местному отделу ОГПУ, результатом чего стал возможен взрыв Успенского собора. От взрыва пострадали и церковь Антония и Феодосия, и колокольня, памятники XVII в.

В 80-хх гг. XX в. взялись за восстановление монастыря. В 1988 г. б.монастырь стал филиалом областного краеведческого музея. А в 1992 г. обитель была возвращена Брянской Епархии Русской Православной Церкви.

Виртуальная выставка