Декрету «О реорганизации и централизации архивного дела» - 100 лет

(12+) Необходимость архивной реформы в России чувствовалась задолго до прихода к власти большевиков. Еще в ХIХ - нач. ХХ в. практиками, теоретиками архивного дела, историками и библиографами Н. В. Калачовым, Д. Я. Самоквасовым, Е. Н. Квашниным-Самариным, К. Я. Здравомысловым, Н. В. Голицыным и др. предлагались проекты ре-формы преобразования архивного дела. В основе всех реформ лежали идеи, которые впоследствии, легли в основу декрета 1918 г.: концентрация архивных документов, недробимость фондов, централизация системы архивных учреждений. Однако, ни один из предложенных проектов не нашел практического воплощения. Это объяснялось невозможностью решить поставленные вопросы без активной поддержки правительства, отсутствием должной финансовой базы.

В своей монографии «История и архивы» доктор исторических наук, профессор (2005) кафедры архивоведения и археографии факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ Т. И. Хорхордина отмечает, что 26 апреля 1918 г. состоялось заседание Совнаркома с участием В. И. Ленина, И. В. Сталина, Я. М. Свердлова, П. А. Красикова, Г. В. Чичерина и других руководителей партии и правительства, на котором с докладом «Об организации Центрального управления архивами» выступил партийный и профсоюзный деятель, историк, Д. Б. Рязанов. Главным положительным результатом этого заседания стал факт официального признания правительством этого ведомства в качестве общероссийского органа управления архивами.

По мнению Т. И. Хорхординой проект декрета о реорганизации архивного дела, который рассматривался первоначально как сопроводительный документ к обширным проектам Положения об устройстве центрального и местного управления архивным де-лом был готов уже к маю 1918 года. При разработке проекта реформы авторами был учтен опыт зарубежного архивного строительства, особо - архивных преобразований времен Великой Французской революции, провозгласившей три основных принципа нового архивного устройства: 1) управление публичными архивами в общегосударственном масштабе, 2) признание государством своей ответственности за документальное наследие прошлого, 3) принцип доступности архивов для общественности.

Однако, на совещании комиссии по выработке проекта организации Центрального управления архивами, состоявшегося 27-28 мая 1918 г., докладчик Д. Б. Рязанов отметил, что проект не представляет собой чего-либо принципиально нового по сравнению с проектами, предложенными ранее Н. В. Калачовым и Д. Я. Самоквасовым.

Вместе с тем откладывать осуществление реформы было нельзя, так как катастрофическое положение многих архивов, оставшихся «безо всякого призора» после ликвидации ведомств, требовало немедленной помощи чисто практическими мерами, и притом в государственном масштабе. 30 мая 1918 г. проект декрета «О Главном управлении архивным делом» и проект Положения о Главном управлении архивным делом (ГУАД) были доложены Д. Б. Рязановым на заседании Совнаркома под председательством В. И. Ленина. Однако рассмотрение документов было перенесено на следующий день. 31 мая документы были представлены так называемому Малому Совнаркому, которому было поручено рассмотреть данный вопрос. В результате работы Малого Совнаркома из проекта декрета «О Главном управлении архивным делом», состоявшего из 9 пунктов, и Положения о ГУАД (19 пунктов и приложения), был составлен один общий документ из 12 пунктов. 1 июня 1918 г. после утверждения на Большом Совнаркоме протокола заседания Малого Совнаркома документ был подписан В. И. Лениным, В. Д. Бонч-Бруевичем и Н. П. Горбуновым. Как далее отмечает Т. И. Хорхордина, процесс реализации декрета от 1 июня 1918 г. и последующих актов в области архивного дела на местах протекал очень медленно. Положение в провинции было таково, что «здесь зачастую даже не слышали о бесчисленных декретах, указах, распоряжениях, постановлениях центральной власти».

4, 12 апреля и 23 июля 1919 г. в циркулярных указаниях ГУАД отделам народного образования губернских исполнительных комитетов, уполномоченным ГУАД и губернским ученым архивным комиссиям, а также заведующим губархивами указывалось на «необходимость в целях охраны исторических документов особо строгого наблюдения за тем, чтобы никакие дела и документы ни под каким видом, под угрозой судебной ответственности по декрету 1 июня 1918 г., не подвергались уничтожению без особого письменного разрешения Главархива». Как же обстояло дело с архивами в Орловской губернии в частности в г. Брянске?

В июле 1919 г. Брянск посетил инспектор Главного Управления архивным делом при Наркомпросе М.С. Вишневский. Он обследовал 34 архива: Брянского казначейства, Брянской городской и земской управ, архивы банковских, судебных учреждений, архивы церквей и монастырей, жандармерии, полиции, разных попечительских обществ и комитетов и др. Большинство перечисленных архивов находились в катастрофическом состоянии, были свалены в сараи и на чердаках; за их сохранностью никто не наблюдал. Об угрожающем состоянии архивов М.С. Вишневский доложил на пленуме Брянского уисполкома и подготовил докладную записку для Брянского УОНО. Во исполнение поручения инспектора Главного Управления архивным делом Брянский губернский отдел народного образования поручил временно заведование архивным делом подотделу искусств, который руководил архивным строительством в Брянской губернии до июля 1920 года, но его деятельность была малоплодотворной. Он следил лишь за тем, чтоб архивы не расхищались и не вывозились из Брянска. В июле 1920 года подотдел искусств был реорганизован и не мог больше уделять внимания архивам.

Трудности в архивном строительстве в губернии заключались не только в отсутствии подготовленных кадров, помещений и средств, но также и в том, что Брянская губерния, образовавшаяся 1 апреля 1920 года, не имела абсолютно никаких архивных традиций. В учреждениях весьма небрежно относились не только к архивному, но и вообще к канцелярскому делу. К архивам дореволюционных учреждений наблюдалось открыто враждебное отношение. Не только фонды дореволюционных, но и советских учреждений находились в таких местах, где меньше всего можно было ожидать их встретить. Так документы ЗАГС за 1922 год по всем волостям Жиздринского уезда (он в ту пору входил в состав Брянской губернии) были обнаружены в конюшне ГИКа. Не способствовало улучшению архивного дела в губернии также и низкая заработная плата архивных работников. Только 20 июля 1922 года на заседании президиума Брянского губисполкома было принято решение о создании Брянского губернского управления по делам архива (Губархив) на правах отдела губисполкома. Правда, положение Брянского Губархива было весьма трагическим - не было ни помещения, ни средств, весь его штат состоял из одного заведующего.

В связи с тем, что по Положению о Центрархиве /1922 г./ отделы Центрархива перешли непосредственно в ведение исполкомов, Губоно считал Губархив отрезанным ломтем, а Губисполком в то же время, не признавал его своим учреждением.

Осенью 1922 года управление по делам архива было переименовано в губернское архивное бюро.

Надо отметить, что к концу 1922г. и нач. 1923г. положение губернского архивного бюро несколько улучшилось. Теперь его штат состоял уже из 3-х человек: заведующего, архивариуса и делопроизводителя, содержащихся за счет центра. Центрархив усиленно хлопотал о принятии Губернского архивного бюро на местный бюджет. Этого удалось достичь в октябре 1923 года. В этом же году губернского архивного бюро получило специально оборудованное помещение.

К началу 1923 г. на учете в картотеке Губархбюро числилось 15 фондов, а к началу 1924 г.– 36 фондов.

К 1929 году организованы уже 2 архивохранилища. Документальные материалы были разбиты на 2 периода: дореволюционный и советский, а внутри на секции: культуры и быта, народного хозяйства, армии и флота. Всего значилось 83 описанных фондов, частично разобранных - 38, неописанных – 1600 кг документов. В Брянском Губархбюро работало уже 11 человек.

В 1929 г. Брянская губерния была ликвидирована, войдя в виде округа в состав Западной области. Таким образом, с 1929 г. губархбюро переименовано в окрархбюро., которое просуществовало до 1932 года в составе 8-ми человек. Работа окрархбюро сосредотачивалась на описании фондов, приеме документальных материалов ликвидированных губернских учреждений, проведении экспертизы ценности документальных материалов, справочной работе, тематическом выявление документальных материалов.

В мае 1932 на основании Положения о краевых /областных/ архивных управлениях и краевых /областных/ архивах РСФСР, Брянское окрархбюро реорганизовано в Брянское отделение архива Западной области. К 1934 году на его учете было 80640 ед.хр. Штат состоял из 11 человек: заведующего отделением, научного сотрудника, инспектора, 2 старших архивариусов, 3 архивариусов, секретаря-машинистки, уборщицы, сторожа.

В 1937 г. в связи с упразднением Западной области и образованием на части ее территорий, включавших г. Брянск Орловскойобласти, образован Брянский филиал государственного архива Орловской области. В течение двух лет основной задачей Брянского архива являлось приведение архива в порядок: систематизация и описания документальных материалов, обеспечение их сохранности, ремонт имеющихся архивохранилищ. В 1937 году штат архива увеличился до 15 человек.

В период Великой Отечественной войны с сентября 1941г. по сентябрь 1943г. г. Брянск находился в оккупации. Документы архива оставались в основном в г. Брянске, т.к. в г. Вольск Саратовской области удалось вывести лишь 42 тыс. ед.хр. (108 наиболее ценных фондов). Многие архивы при приближении врага были сожжены, погибли от не-погоды, использованы на отопление. Из 800 тыс. ед.хр. сохранилось лишь – 600 тыс. Были разрушены архивохранилища.

В 1943 году, после освобождения Брянска, развернулись работы по приведению в порядок и научно-технической обработке документальных материалов, находившихся в хаотическом и угрожающем состоянии, по реэвакуации документальных материалов Брянского облгосархива, использованию документальных материалов для восстановления хозяйства в районах, освобожденных от оккупации, оборудованию и переоборудованию архивохранилищ (Покровского собора, Горно-Никольской церкви и Грабовской церкви). На 1 января 1945 года из общего количества 2284 фонда было приведено в порядок 320 фондов.

В 1944 году для руководства областным, районными и городскими государственными архивами Брянской области был образован отдел госархивов НКВД (с 1946 г. МВД) Брянской области, на который возлагались следующие функции: руководство работой областным, районными и городскими государственными архивами Брянской области; организация надлежащего учета материалов государственного архивного фонда СССР и обеспечение его сохранности; проведение мероприятий по концентрации архивных мате-риалов, входящих в состав государственного архивного фонда СССР, находящихся в ведении государственных или общественных организаций и частных лиц на территории области; организация мероприятий по гигиене архивных материалов и реставрация архивных документов; ведение централизованного учета архивных документов, ведение каталогов и издание справочников по фондам государственных архивов Брянской области и др.

В основном, вся работа по приведению в порядок документальных материалов по-страдавших в период оккупации, была завершена к нач. 50-х годов, был заново составлен учетно-справочный аппарат. Штат архива пополнился квалифицированными научными сотрудниками, выпускниками Брянского государственного историко-архивного института.

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 25.11.1961 г. № 1424 Исполнительный комитет Брянского областного Совета депутатов трудящихся решением от 18 .01.1962 г. № 20 образовал областной архивный отдел на базе архивного отдела Управления Внутренних Дел по Брянской области. В феврале 1962 года архивный отдел был передан облисполкому из системы УВД по Брянской области. Функции отдела при этом остались неизменными.

В 1991 году архивный отдел передается в введение администрации Брянской области, в 1996 году переименован в управление по делам архивов Брянской области.

В настоящее время уполномоченным органом в сфере архивного дела в Брянской области является департамент культуры Брянской области. Ленинский декрет имел историческое значение, так как впервые были публично узаконены не только принципы и технологии организации архивного дела, но и фактически подтверждена необходимость существования центрального органа управления архивным строительством. Он стал первой ласточкой в череде последующих декретов об организации архивного дела: « О губернских архивных фондах» (31.01.1919 г.), «Об отмене права частной собственности на архивы умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранившихся в музеях и библиотеках» (29.06. 1919 г.), «О хранении и уничтожении архивных дел» (31 .03. 1919) « Об организации Истпарта» (сентябре 1920 г.) и др.