Брянск театральный (конец ХIХ – первая четверть ХХ в.).

Изотова П.С.,
ведущий архивист
отдела публикации
и использования
документов ГАБО

БРЯНСК ТЕАТРАЛЬНЫЙ (КОНЕЦ ХIХ – ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ ХХ В.).

(12+)В дореволюционном Брянске официального драматического театра, и, соответственно, и здания для него, не было.

В отчете, представляемом для сборника «Вестник земского и городского хозяйства» за 1898 г., в котором предполагалось отразить «возможно полную и всестороннюю картину положения земского и городского хозяйства в обширном смысле, обозрение деятельности земств и городских учреждений по развитию этого хозяйства», сведения о театрах, вернее, об их отсутствии, были размещены в разделе «Народное образование». Напротив графы, в коей значилось: «число содержимых городом театров (число мест в них, число представлений за 1898 г., оперных, драматических и прочих)», было вписано категоричное «не имеется» [1].

Однако город пожаловаться на отсутствие театральной жизни не мог: любительские спектакли все же ставились. Причем разрешение на их устройство испрашивалось у органов власти (в первую очередь – у орловского губернатора, который передавал распоряжения брянскому полицмейстеру), и само проведение спектакля должно было иметь четкое обоснование – не просто же так собирались деньги с горожан, желающих приобщиться к прекрасному.

И хотя основным поводом для спектакля была благотворительность, частным лицам нередко отказывали в его организации. В одном из отказов орловского губернатора на проведение спектакля прозвучало, что «устройство публичных зрелищ с благотворительной целью на основании циркуляра Министерства внутренних дел от 14 декабря 1903 г. за № 7026, разрешается лишь начальству учреждения, в пользу коего устраивается зрелище» [2]. В другом – поводом послужила недостаточная осведомленность устроительницы в нуждах семейств, которым предполагалось перечислить деньги от спектакля: «ходатайство о разрешении в г. Брянске спектакля в пользу семейств умерших офицеров… признано мною неподлежащим удовлетворению, т.к. г-жа Д. не указала в своем прошении, в пользу каких именно семейств она предполагает устроить благотворительный спектакль, почему не представляется возможным выяснить, действительно ли материальное положение означенных семейств настолько тяжело, что вызывает необходимость в оказании помощи путем благотворительности» [3].

Учреждениям и общественным организациям везло больше. Так проходили спектакли в пользу бедных учениц женской гимназии в зале музыкально-драматического кружка этой же гимназии [4]), в пользу Брянского железнодорожного собрания в Привокзальной слободе [5], в пользу строящегося дома инвалидов в столовой Брянского продовольственного интендантского заведения [6].

И по завершению действа полицейское управление требовало строгой отчетности: «предписываю приставу 2-й части г. Брянска истребовать от устроителя спектакля оправдательные документы в израсходовании суммы, вырученной от спектакля, причем счет прихода и расхода изложить в более приличной и удобочитаемой форме на отдельном месте, который по проверке мною будет представлен губернатору» [7]. В полицию предоставлялись программы спектаклей, проекты и вторые экземпляры афиш, корешки билетов с марками благотворительного сбора, непроданные билеты и, конечно же, финансовые документы (отчеты, счета, квитанции и расписки). Например, после спектакля, прошедшего 15 августа 1910 г. в доме при станции Брянского отделения Московско-Киевско-Воронежской железной дороги (конечно же, с благотворительными целями: на деньги, полученные от спектакля предполагалось приобрести парты для земской школе при М.К.В. ж.д.), в уездное полицейское управление поступил отчет, из которого выяснилось, что афиша стоила 4 руб. 95 коп., услуги извозчика, отправленного за афишами и реквизитом, обошлись в 2 руб. 50 коп., а музыканты Радицкой вольно-пожарной дружины взяли за музыкальное сопровождение целых 22 рубля [8]. Учитывались все расходы, в том числе и на то, что реквизитом не являлось, но вполне могло быть использовано в качестве оного. Так, на одном из любительских спектаклей «на сцену подано ½ бутылки водки, еще ½ бутылки водки, 5 фунтов белого хлеба, 5 штук булок, по 2 фунта конфет и печенья, грибов и огурцов на 20 рублей». И даже то, что в процессе спектакля «14 человек пили чай», отразилось в счете в виде сорока рублей [9].

Вопросы отчетности касались всех: и местных любителей драматического искусства, и приезжих гастролеров. После «спектакля малороссийской труппы Григоренко», брянскому полицмейстеру отчитывался пристав 2-й части г. Брянска, препровождая «афишу и корешки, оплаченные благотворительным сбором» [10].

Репертуар спектаклей был разнообразен. Так, к примеру, в 1906 г. организованный Брянским интендантским заведением вечер, включал в себя «Лес» Островского, водевиль «Я помню чудное мгновенье…» Ларина и комедию Тихонова «Через край» [11]. Афиша спектакля, представленного в помещении Брянского казенного винного склада, в феврале того же года, объявляла о постановке «картины из жизни глухой провинции в 2-х действиях» под названием «За женихом в карьер» авторства Г.М. Боханова, а театралы Жуковки в августе 1910 г. ставили в «Новой Слободе» – драму в 4-х действиях соч. Вл. Александрова и «Дело в шляпе» – водевиль в 1 действии соч. Гулливера» [12]. После революции 1917 г. театральная жизнь в Брянске не заглохла.

В докладе инспектора на съезде заведующих УОНО в 1921 г. было отмечено, что «профессиональный театр существует в Брянске, прилегающих слободах, в Бежице и Дятькове, в остальных местах – рабоче-крестьянские кружки. Число их доходит до 50-60, но на самом деле их гораздо больше…» [13].

Так при коммунистическом клубе им. тов. Фокина действовала драматическая секция, которая «в течение непродолжительного времени успела уже показать свою работу, а именно поставила три бесплатных спектакля для коммунистов» [14] и благодаря этому получившая звание «театральной секции при коммунистическом клубе имени товарища Игната Фокина» (там же). В сферу деятельности секции предполагалось ввести не только показ спектаклей для красноармейцев не менее 2-х раз в неделю, но и «устраивать теоретические беседы о сцене, о театре и искусстве. Привлечь к театральной работе широкие партийные массы, памятуя о том, что театр [является] лучшим агитационным материалом, с подмостков которого многое можно дать в широкие обывательские массы» [15].

Работал театральный кружок при Брянском мехартзаводе [16], сухарном заводе [17], показательный театр при ГУБОНО [18], театральные секции при клубах военных частей [19], театры пожарного общества и железно-дорожного клуба при станции Брянск Риго-Орловской ж.д. [20] ежегодно открывал летний театральный сезон летний театр в саду «Металлист» [21].

В документах за 1922 г. фигурирует «советский театр», имеющий собственное помещение, каковое предоставлялось театральным секциям и кружкам для постановки спектаклей, ввиду отсутствия других площадок [22]. Возможно, это был театр при клубе первого батальона и штаба полка, где имелась сцена и зрительный зал на 400 человек [23].

Реквизит и декорации собирались отовсюду, со всех учреждений и инстанций: «губполитпросвет убедительно просит учпрофсоюз льговского поселка не отказать выдать необходимые костюмы на постановку пьесы «Гроза» во временное пользование…» [24] «потребкомуну…просит отпустить для написания декораций 5 пудов мела, 15 фунтов белил и 8 фунтов ультрамарина» [25]. В городе Мстиславль Смоленской губернии была открыта театральная мастерская братьев Зельдиных, ввиду чего по кружкам и секциями близлежащих губерний была сделана почтовая рассылка, информирующая о мастерской. Небольшая листовка скромно сообщала, что «мастерская аккуратно снабжает много К-П. Общ. и Отд. Образования всеми необходимыми театральными принадлежностями…[Как то] дамские и мужские парики, театральные косы разных цветов, усы и бороды» [26].

Но иногда все же приходилось продумывать способы удешевления постановки: «вследствие ходатайства культпросвета прошу отпустить …возможные количества пьес с меньшим количеством участвующих артистов» [27].

Однако, несмотря на проблемы с реквизитом, «критическим положением в связи с громадными расходами организации спектаклей агитационного характера», нехватку средств для ремонта клубов и оплаты труда культработников, «20% билетов должны распределяться бесплатно. Остальные билеты поступают для продажи из кассы театра. Средства, поступающие от продажи билетов, расходуются на текущие хозяйственные и другие надобности по театру. Отчетность предоставляется в общем порядке» [28].

Репертуар пролетарского театра включал в себя как классические произведения, так и новодел. В тесном контакте работали библиотеки, предоставляющие книги с текстами под пьесы, и драмкружки. Однако хватало произведений современников. К примеру, в одном из в дел политпросвета за 1921 г. была обнаружена школьная тетрадка с текстом пьесы «Керенщина, или У позорного столба» с сопроводительной запиской, гласившей, что сие творение «составлено политруком пулотряда 48 полка тов. Тихоновым» и подлежит «утверждению и перепечатыванию после утверждения в нескольких экземплярах» [29]. Заголовки пьес, рекомендованных к постановке 1 мая, не оставляют сомнения в их «возрасте»: «Мы и они», «На заре нового мира», «Освобождение», «Мститель», «Борьба», «Красная правда» [30].

В 1926 г. был построен городской театр (ныне БДТ). За первый сезон (1926-1927 гг.) театр посетили около 58 тысяч зрителей. Причем, если поначалу репертуар городского театра на 60 процентов состоял из пьес классического характера, то к 1928 г. процент современных пьес и пьес историко-революционной направленности уравновесил классику [31].

Источники:

  1. Государственный архив Брянской области (ГАБО). Ф. 2. Оп. 1. Д. 422. Л. 29.
  2. Там же. Ф. 525. Оп. 1. Д. 99. Л. 21.
  3. Там же. Лл. 25, 25 об.
  4. Там же. Л. 19.
  5. Там же. Лл. 33-35.
  6. ГАБО. Ф. 525. Оп. 1. Д. 99. Лл. 38-39 об.
  7. Там же. Л. 34.
  8. Там же.
  9. Там же.
  10. Там же. Л. 42.
  11. Там же. Л. 39.
  12. Там же. Ф. 523. Оп. 1. Д. 686. Л. 14.
  13. Ф. 84. Оп. 1. Д. 31. Л. 13.
  14. Ф. 84. Оп. 1. Д. 1668. Л. 1.
  15. Там же.
  16. Там же. Лл. 6-7.
  17. Там же. Л. 52.
  18. Там же. Л. 228.
  19. Там же. Лл. 47, 49, 65.
  20. Ф. 252. Оп. 1. Д. 16. Л. 59 об.
  21. Ф. 84. Оп. 1. Д. 1668. Лл. 24, 25.
  22. Там же. Лл. 31, 32.
  23. Там же. Л. 47.
  24. Там же. Л. 12.
  25. Там же. Л. 10.
  26. Там же. Л. 38.
  27. Там же. Д. 1676. Л. 13.
  28. Там же. Д. 1668. Л. 67.
  29. Там же. Д. 1719. Лл. 6-34.
  30. Там же. Л. 115.
  31. Там же. Д. 1830. ч. 2. Лл. 322, 322 об.