Страницы брянской театральной жизни. Новые направления в искусстве в первые годы советской власти.

Смагина Д.Ф.,
главный архивист
отдела публикации
и использования
документов ГАБО.

(12+)С окончательным установлением советской власти вся культурная жизнь страны бралась под строгий контроль. Теперь основополагающей характеристикой любого творчества становилась его связь с современностью и воспитательный потенциал. Вслед за социально-политической революцией молодое советское государство перешло к революции культурной, особое место в которой было отведено театру.

Главная цель театра, по мнению советских властей – нести в массы революционно-пролетарскую культуру. Поставленной цели должен был соответствовать обновленный репертуар. Основное предпочтение отдавалось агитационно-массовым формам искусства. Для привлечения зрительских масс в повестке присутствовали и постановки «легких» жанров – водевили, сказки; однако в основном ставившиеся пьесы все же представляли собой манифесты советской власти.

Творчество теперь должно было стать ближе к народу, сделать из зрителя не пассивного наблюдателя, а непосредственного участника творческого процесса. С этой целью поощрялось открытие библиотек при учреждениях культуры, создание художественных кружков, конференции и мастер-классы с артистами, гастроли по предприятиям и колхозам области.

Молодое советское государство большое внимание уделяло культурному воспитанию пропагандистской работе среди населения. Много сил направлялось на социалистическое воспитание рабочих и деревенских жителей. Кроме непосредственной агитационной работы и снабжения библиотек и изб-читален необходимой литературой, ставились выездные спектакли, проводились показы кинофильмов для просвещения и духовного обогащения советских граждан.

Ключевым критерием, от которого зависело, будут или не будут ставить ту или иную пьесу, становится их связь с настоящим и «идеологическая обоснованность» (именно с такой формулировкой было отказано в постановке «Бесприданницы» [1]). Повестка дня требовала больше пьес бытового характера, где основными действующими лицами были молодежь, рабочие заводов и колхозов[2]. Поставив целью привлечение молодого поколения к культурному досугу, Управление зрелищными предприятиями (УЗП) всячески поощряло её появление в учреждениях культуры. Меньше всего за билет платили представители рабочей молодежи – от 10 до 75 коп. (при обычной цене от 15 коп. до 1 р. 50 коп.) [3]. Для студентов, учащихся-стипендиатов была предусмотрена 50% скидка на посещение спектаклей[4].

Помимо театральных постановок, всё бо́льшую популярность приобретали кинофильмы. По размеру киносети Брянская губерния являлась самым крупным филиалом юго-западного отделения Совкино, ввиду чего даже был возбужден вопрос о переводе местного отделения Совкино из Орла в Брянск[5]. Чтобы привозить для кинопроката те фильмы, которые бы пользовались бы спросом у населения, зрителей просили подавать заявки[6].

Не менее важно было не только показать, но и разъяснить содержание нового фильма: некоторые газеты получали замечания, что не занимаются глубокой критикой киноработы[7]. Недовольство вызывало и то, что не все поставляемые фильмы имели нужную идеологическую направленность, были «идеологически невыдержанными» [8] (как например «Рейс мистера Ллойда»). «Нужно рассказывать клубам: какие картины хорошие, какие плохие» [9], отмечалось в одной из докладных записок.

Проблема была также в том, что основная часть идеологически выдержанных советских фильмов не могла похвастаться особой художественной выразительностью, в то время как хорошо оформленные картины получали претензии либо вовсе запрещались из-за слабой идеологической составляющей. Недовольство руководства, как и в случае с театральными постановками, вызывало отсутствие кинокартин, изображающих жизнь деревни и перестройку хозяйства на социалистический лад[10].Вместо «бессмысленных» [11] и «мещанских»[12] приключенческих фильмов клубам предлагалось сосредоточиться на агитационно-просветительских работах. Основная цель – «сделать так, чтобы фильмы способствовали культурному росту масс» [13].

В городе не хватало специализированных помещений, оборудованных для кинопроката. В частности, отмечалось, что «здания существующих городских кино в большинстве не специальные, не приспособленные под кино, а потому неудовлетворительны. Они тем более становятся неудовлетворительными, когда мы подходим к ним с современными требованиями, как к культурному учреждению, в котором были бы и клубная комната, и читальня, и выставка, и детская» [14].

С целью непрерывного обеспечения населения культурным досугом, после завершения циркового сезона здание брянского цирка переоборудовалось под кинотеатр. Галерея и манеж приспосабливались под зрительские места (по заверению руководства, число мест не должно было сократиться и помещение по-прежнему могло вместить 1000-1200 человек) [15], устраивалась сцена по образцу московского Мюзик-холла, оборудовалось паровое отопление, утеплялось здание. Чтобы не задерживать показ кинокартин, устанавливалось сразу два киноэкрана. Открытие киносезона в здании брянского цирка в 1928 году было намечено на 15 октября, одновременно с началом сезона в гостеатре[16]. Для привлечения зрителя, помимо кинопрограммы планировалось приглашать артистов эстрады. Практика привлечения артистов из других городов для культурного обогащения населения была для Советского Союза типичным явлением. Так, конец 20-х годов для Брянска был отмечен приездом квартета МХАТ[17], к тому времени уже шесть лет активно выступавшего на территории СССР и за рубежом. Основной репертуар квартета составляли русские народные песни.

Для лучшего снабжения жителей области культурным досугом в августе 1928г. был создан рабоче-крестьянский передвижной театр[18]. Он учреждался совместно с профсоюзными, кооперативными, хозяйственными, шефскими, комсомольскими организациями и политотделами Красной армии. Предоставление костюмов, грима, декораций и других предметов театрального обихода, а также пьес для постановки, брало на себя УЗП[19].

Бюджет передвижного театра складывался из ассигнований от учредителей и средств, вырученных от сборов за спектакли[20]. Маршрут следования передвижки разрабатывался с учетом охвата уездных городов, фабрично-заводских пунктов, больших поселений, лежащих на железнодорожных и водных путях, а также прилегающих к этим местностям сел, деревень, совхозов и коммун. Важной задачей после определения маршрута было найти подходящие помещения для выступления, оборудовать сцену и подсобные помещения, подготовить местное население к приезду театральной труппы. В перспективе планировалось добиться освобождения передвижки от всех местных налогов, взимаемых со зрелищных мероприятий, а также выделения помещения и бесплатного транспорта.

Что касалось репертуара, его должен был разрабатывать худсовет, после чего материал направлялся на утверждение в УЗП. Уже с 1 августа проходили репетиции пьес «Разлом», «Шлак», «Рельсы гудят» [21], а с 20 августа главный режиссер брянского гостеатра Г. А. Мирский приступил к работе над новой пьесой «Седьмая рана», до этого на территории губернии не ставившейся.

Декорации для постановок передвижки создавались особые – мобильные, увеличивающиеся и уменьшающиеся посредством выдвижения складных частей, что позволяло использовать их как на больших сценах рабочих клубов, так и на маленьких площадках изб-читален и народных домов[22]. Изготавливались костюмы, было заказано в Москве осветительное оборудование.

Чтобы увеличить доступность посещения театра для широких масс, цены в передвижном театре были на 50% ниже, чем в гостеатре. Кроме непосредственно показа спектаклей, передвижка также оказывала помощь местной художественной самодеятельности. Выступление не просто показывалось, но и разбиралось на составляющие, разъяснялись те или иные ходы и приемы. Актерам-любителям давались советы по декламации, громкому чтению и художественному рассказыванию, исполнению частушек и прочие «образцы эстрадно-профессионального искусства, которые окажутся в силах передвижки» [23]. Также при передвижном театре была организована библиотека с фондом вспомогательной художественной литературы. По возможности предполагалось проводить не только выездные выступления, но и показ кино, радиопередачи, выставки художников.

В целях привлечения населения к художественной самодеятельности в сентябре 1928г. начался прием заявок в балетную студию при городском театре[24]. К заявлению требовалось приложить справку о месте службы родителей и размере их оклада, поскольку обучение в студии было платным (от 5 до 8 рублей) [25]. Впрочем, чтобы обеспечить доступ к искусству и малоимущим слоям населения, было предусмотрено и несколько бесплатных мест. Всего планировалось зачислить 50-80 человек[26].

Свидетельством заинтересованности населения может послужить наличие в городе музыкально-художественного кружка. На январь 1928 года в нем состояло 23 человека, которые собирались 3-4 раза в неделю, ими было проведено уже 16 выступлений[27]. В дальнейшем планировалось расширять кружок за счет рабочих членов профсоюза. Также в адрес ГубОНО была подана записка с прошением об организации в городе государственного хора. Хоровое пение на Брянщине в этот период вообще пользовалось популярностью: «целый ряд хоров возникает здесь чисто стихийно, нередко при самых недостаточных условиях» [28]. Усилия по организации хоров прилагали и клубы, и профессиональные организации.

В дальнейшем музыкально-художественный кружок был прикреплен к гостеатру[29], дабы тот оказывал им помощь, предоставляя костюмы, грим, парики и оборудование на время премьер, помогая подбирать репертуар и пособия для пополнения театральной библиотеки. Также было подано прошение о предоставлении кружку бесплатного помещения для репетиций[30]. Впоследствии хоровой кружок клуба слился с музыкально-художественным кружком[31].


Источники:

1. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 67.

2. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 124

3. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 87

4. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 33

5. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 152

6. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 26

7. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 151об

8. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 152

9. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 153

10. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 201

11. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 201об

12. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 201об

13. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 212об

14. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 49

15. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 35

16. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 31

17. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 32

18. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 32

19. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 47

20. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 47

21. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 36об

22. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 36об

23. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 47об

24. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 34

25. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 34

26. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 36об

27. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 116

28. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 118

29. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 144

30. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 144

31. Ф. Р-84. Оп. 1. Д. 1830. Л. 116